Задачи и содержание работы |
Формы работы |
Формы организации детей |
Примерный объем (в неделю) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
|||
Становление ценностного отношения к здоровью и жизни человека |
Игра Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Интегративная деятельность Проблемная ситуация |
Групп. Подгр. Инд. |
3-4 лет 10 мин. 4 – 5 лет 15 мин. 5 – 7 лет 20 мин., а также в ходе реализации других модулей и во время организации подвижных, спортивных игр, физических упражнений и др. (в помещении и на улице) |
Формирование представлений о здоровье, основах ЗОЖ и правилах здоровьесберегающего поведения |
|||
Накопление опыта здорового образа жизни |
Групп. Подгр. Инд. |
||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Становление ценностного отношения к здоровью и жизни человека |
Во всех видах самостоятельной деятельности детей |
Подгр. Инд. |
|
Формирование представлений о здоровье, основах ЗОЖ и правилах здоровьесберегающего поведения |
|||
Накопление опыта ЗОЖ |
Перечень пособий |
1. Новикова
И.М. «Формирование представления о здоровом образе жизни у дошкольников»
Москва, Мозаика – Синтез, |
«Безопасность»
Обязательность включения области в состав Программы обусловлена:
- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);
- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребенка.
Цели: формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через
решение следующих задач:
– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности. Содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников.
Основные задачи
психолого-педагогической работы:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям).
- формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.
Примерные виды интеграции области «Безопасность» |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания) «Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы) «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания) «Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира) |
Задачи, содержание, формы работы
по реализации образовательной области «Безопасность»
Задачи психолого-педагогической работы
3-4 года
По формирование
основ безопасности собственной жизнедеятельности:
· формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.) (Познание, Социализация);
· формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой) (ФК, Здоровье, Социализация, Труд, Художественное творчество, Музыка);
· формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы) (Познание, Социализация);
По формированию основ безопасности
окружающего мира природы:
· формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор) (Социализация, Познание);
·
стимулировать осторожное и осмотрительное
отношение к природе (Социализация).
4-5 лет
По формированию
основ безопасности собственной жизнедеятельности:
· формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных) (Познание, Социализация);
· формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (не включать кран горячей воды в отсутствие взрослого, не играть вблизи работающей кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора рядом со взрослым или держа его за руку и др.), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой) (ФК, Здоровье, Социализация, Труд, Художественное творчество, Музыка);
· приобщать к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого (Познание, Социализация);
· учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной ситуации (Социализация, Коммуникация);
· стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям (Социализация);
По формированию основ безопасности
окружающего мира природы:
· формировать первичные представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев) (Познание, Социализация);
· расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и добиваться их ситуативного выполнения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого) (Социализация);
·
поощрять проявления осторожного и
осмотрительного отношения к природе (Социализация).
5 – 7 лет
По формирование
основ безопасности собственной жизнедеятельности:
· формирование представлений о том, что полезные необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (Социализация, Здоровье, Познание);
· формирование у детей навыков поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» (Социализация, Здоровье, Познание);
· расширение знаний о работе МЧС, пожарной службы, служб скорой помощи (Социализация, Познание);
По формированию основ безопасности
окружающего мира природы:
· формирование основ экологической культуры (Труд, Познание);
· знакомство с Красной книгой (Познание);
· расширение представлений о явлениях природы, знакомство с правилами поведения человека в этих условиях (Социализация, Здоровье, Познание).
Задачи и содержание работы |
Формы работы |
Формы организации детей |
Примерный объем (в неделю) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
|||
Формировать представление об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и некоторых правилах безопасного поведения |
Совместные действия Наблюдение Игра Рассматривание Беседа Чтение |
Инд. Подгр. |
3-4 лет 10 мин. 4 – 5 лет 15 мин. 5 – 7 лет 20 мин., |
Формировать представление о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения |
3-4 лет 5 мин. 4 – 5 лет 10 мин. 5 – 7 лет 15 мин., |
Перечень пособий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 2. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. 3. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л.А. Артемьева, Ю.Д. Мисянин и др. – Казань, 1995. 4. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996. 5. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. 6. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005. 7. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 8. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004. 10. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005. Социализация Вхождение ребенка в
современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений
социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть
вне социализации (от лат. socalis – общий,
общественный). Для социализации
дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская
деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых
людей и других детей, природы, общественной жизни. Основные задачи
психолого-педагогической работы: - развитие игровой деятельности; - приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в
том числе моральным); - формирование
первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.); - формирование первичных гендерных представлений (о собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных
отношениях и взаимосвязях); - формирование первичных представлений о семье (ее
составе, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.); - формирование первичных
представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем); - формирование первичных
представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой»
Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - формирование первичных
представлений о мире (планете
Земля, многообразии стран и государств,
населения, природы планеты и др.). Специфика реализации данной области заключается в следующем: - решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы
невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном
возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных
примерах добрых дел и поступков); - выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно,
так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными
социализирующими аспектами; - значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые,
режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных
ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их
творческих способностей.
|