Задачи, содержание, формы работы
по реализации образовательной области «Социализация»
Формы работы с детьми
· специальные занятия;
· обучающие ситуации;
· режимные моменты;
· игры;
· самостоятельная деятельность детей.
Задачи работы с детьми Средняя группа (3 – 5 лет) | |
1 | Развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность. |
2 | Формировать отношение ребенка к взрослому: укреплять доверительность, развивать заинтересованность во взрослом как в партнере по деятельности |
3 | Способствовать возникновению предпосылок морального развития ребенка: - обогащать содержание образа «я» - реального, начать формировать представление о критериях оценки поведения как положительного (хорошего), так и отрицательного (плохого) - продолжать формировать положительные групповые нормы и взаимоотношения (противодействия и пресечение агрессии, уважение к личной собственности, труду другого и его результатам) |
4 | Развивать позитивное отношение ребенка к миру. |
5 | Поощрять готовности совершать трудовые усилия. |
6 | Формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. |
Задачи работы с детьми Старшая группа (5 – 7 лет) | |
1 | Развивать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность. |
2 | Формировать отношение ребенка к взрослому: укреплять доверительность, развивать заинтересованность во взрослом как в партнере по деятельности |
3 | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
4 | Развивать позитивное отношение ребенка к миру. |
5 | Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. |
6 | Углубление представлений ребенка о семье и ее истории. |
Задачи психолого-педагогической работы:
3-4 года
По развитию игровой деятельности:
· стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
· побуждать в играх и повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.) (Коммуникация, Познание, Чтение);
· развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др. (Чтение); выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки; в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.) (Коммуникация);
По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
- развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду; проявлять внимание, заботу по отношению к детям другого пола; различать полярное эмоциональное состояние сверстников, способы передачи различных эмоциональных состояний (Коммуникация, Чтение, Музыка, Художественное творчество);
- формировать умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд);
- привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками, в том числе с детьми разного пола, и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.) (Коммуникация, Безопасность);
- формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др. (Познание, Чтение, Художественное творчество);
- развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый» - «злой» и др.) (Коммуникация, Чтение, Художественное творчество, Музыка);
- формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность);
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:
· формировать представления о личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада (Коммуникация, Познание, Безопасность);
· формировать представления о своей (и других людей) половой принадлежности, аргументировать ее по ряду внешних признаков (одежда, прическа), представления об элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка – будущая женщина, мальчик - будущий мужчина) (Коммуникация, Познание, Чтение, Художественное творчество);
· формировать представления о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи (Коммуникация, Познание, Безопасность);
· развивать интерес к жизни детского сада, учить называть работников детского сада по имени и отчеству, здороваться и прощаться с ними и детьми (Коммуникация);
· стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным (Труд, Безопасность);
· развивать ориентировку в помещении и на участке детского сада (Познание, Безопасность);
· побуждать ребенка задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др. (Коммуникация, Познание);
- формировать представления о названии города (села) и страны, в которых живет (Коммуникация, Познание, Безопасность);
· побуждать рассказывать о том, где гуляли (в парке, сквере, на даче и др.) (Коммуникация);
· воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны, мира (в дни праздников, событий).
4-5 лет
По развитию игровой деятельности:
·
побуждать включаться в совместные со
взрослым и сверстниками (с 3-4 детьми)
игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам
литературных произведений, мультфильмов (Коммуникация, Чтение);
·
учить распределять роли между партнерами по
игре, отбирать необходимые для игры
атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью (Коммуникация); воспроизводить в играх по указанию взрослого
или самостоятельно некоторые образцы социального поведения взрослых или детей
(персонажей литературных произведений, мультфильмов), выполнять разнообразные роли (мать, отец, ребенок, врач, больной,
парикмахер и его клиенты и др.), оценивать их с
точки зрения соответствия-несоответстия гендерной принадлежности,
(Чтение, Познание, Труд).
По приобщению к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным):
·
учить
инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со
стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со
взрослыми и детьми в различных видах деятельности (Коммуникация);
·
формировать умение выполнять некоторые просьбы
и поручения взрослых (например, «Помоги Анне Олеговне накрыть на стол», «Полей
вместе со мной цветы» и др.); развивать положительное отношение к требованиям
взрослого по поводу выполнения норм и
правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») (Труд);
·
формировать умение участвовать в коллективных
играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями,
педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг
другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями
партнеров и др.); стремление к
взаимодействию со сверстниками в соответствии с адекватной гендерной ролью (Коммуникация);
·
развивать некоторые нравственные чувства и
эмоции (стыд, любовь и др.) (Чтение, Музыка, Художественное творчество);
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных
представлений о семье, обществе, государстве, мире:
·
формирование представлений о семье как обо всех тех, кто живет вместе с
ребенком, ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дядя, тетя
и др.) и своей принадлежности к ее членам; формировать представление об
обязанностях всех членов семьи и самого ребенка (убирать игрушки, помогать
накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.);
о значимости и красоте
семейных обычаев, традиций, праздников,
об увлечениях, отдыхе разных членов семьи (мужчины
и женщины любят отдыхают по-разному);
воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям (Труд, Познание);
·
формирование представлений о себе как члене
группы детского сада, обогащать представления о детском саде и его сотрудниках,
привлекать к поздравлению сотрудников детского сада с днем рождения,
праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада,
совместному празднованию, звонить заболевшим детям и хорошо знакомым взрослым и
др. (Коммуникация);
·
формирование представлений о собственной национальности, национальности
родителей (Познание);
·
формирование представлений о собственном
адресе (страна, город (село) и улица, на
которой живет) (Познание, Безопасность);
·
закреплять умение ориентироваться в помещении
и на участке детского сада (Познание, Безопасность);
·
формирование первичных представлений о столице
России, ее президенте и флаге государства, государственных праздниках («День
флага» и др.) (Познание);
·
знакомить с Российской армией, некоторыми родами войск (морской флот,
ракетные войска и т.п.), с некоторыми историческими событиями (Познание);
· знакомство с Красной книгой (Познание);
· расширение представлений о явлениях природы, знакомство с правилами поведения человека в этих условиях (Социализация, Здоровье, Познание).
5 – 7 лет
По развитию игровой деятельности:
·
устанавливать положительные взаимоотношения в
игре, считаться с интересами других
детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации (Коммуникация);
в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным
сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые
(1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию (Коммуникация,
Чтение);
По приобщению к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
·
развивать эмоциональную отзывчивость -
проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных
произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной
радости (Коммуникация, Чтение, Художественное творчество, Музыка);
·
развивать адекватный отклик на прошедшие,
текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь,
праздник и др.);
·
формировать представление о некоторых
моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных
понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» -
«щедрость» и др.); умение приводить соответствующие примеры
из жизни, мультфильмов, литературы и др. (Чтение, Познание, Музыка,
Художественное творчество);
·
развивать нравственно-ценный словарь:
«жадность», «щедрость», «помощь», «помощник», «взаимопомощь» и др. (Коммуникация,
Чтение, Музыка, Художественное творчество);
·
формировать умение в практике общения и
взаимоотношений по просьбе взрослого и самостоятельно совершать
нравственно-направленные действия (например, поделиться чем-либо, помочь
одеться и др.) (Коммуникация);
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных
представлений о семье, обществе, государстве, мире:
·
продолжать формировать представление о личных
данных (имя, фамилия, возраст в годах) (Познание, Безопасность);
·
развивать положительную самооценку на основе
выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств,
особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!», «У меня
получается хорошо рисовать динозавров!» и др.;
·
развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать
задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др. (Коммуникация,
Познание);
·
формировать представление о своей половой
принадлежности, аргументировать ее по ряду
признаков (внешний вид, женские и мужские качества), представления о
проявлениях гендерных ролей (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых,
женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать
девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т.д.)
(Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Чтение);
Социализация
При организации работы по
реализации области «Социализация» необходимо учитывать следующее:
- время, необходимое для
проведения праздников: 1) входит в объем
образовательной нагрузки тех областей, в рамках которых решаются
образовательные задачи, связанные с проведением конкретного праздника;
2) учитывается как время,
необходимое для осуществления непосредственно образовательной деятельности по
решению основных психолого-педагогических задач каждой конкретной области (то
есть не учитывается дополнительно).
·
знакомить с Российской армией, некоторыми родами войск (морской флот,
ракетные войска и т.п.), с некоторыми историческими событиями (Познание);
формирование основ экологической культуры (Труд, Познание);
· знакомство с Красной книгой (Познание);
· расширение представлений о явлениях природы, знакомство с правилами поведения человека в этих условиях (Социализация, Здоровье, Познание).
след.стр