Основные движения
Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменения, врассыпную обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны.
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина
Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-
Подлезание под воротца, веревку (высота 40-
Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой воспитателю, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-
Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния
Ловля мяча, брошенного воспитателем с расстояния 50-
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз — вверх.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться вправо — влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Приучать их к совместным играм небольшими группами. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
Примеры игр
С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет». С ползанием. «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию!», «Будь осторожен!», «Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься вернее!».
С подпрыгиванием. «Мой
веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках»,
«Через ручеек». На
ориентировку в пространстве. «Где
звенит?», «Найди флажок». С разнообразными движениям и пением. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Задачи и содержание работы |
Формы работы |
Формы организации детей |
Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность |
|||
Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании |
Игровая беседа с элементами движений Чтение Рассматривание Игра Интегративная деятельность Момент радости |
Групп. Подгр. Инд. |
3 – 4 года 15 – 20 мин. 4 – 5 лет 20 – 25 мин. 5 -7 лет 25 – 30 мин. |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений |
Утренняя гимнастика Игра Интегративная деятельность Контрольно-диагностическая деятельность |
3 – 4 года 40 мин. 4 – 5 лет 40 мин. 5 -7 лет 40 мин. |
|
Развитие физических качеств |
40 мин. |
||
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям |
Спортивно – дидактические виды движений тематического характера |
3 – 4 года 15 – 20 мин. 4 – 5 лет 20 – 25 мин. 5 -7 лет 25 – 30 мин. |
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
|||
Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании |
Аналогичные формы работы во всех компонентах режима дня |
Групп. Подгр. Инд. |
25-35 мин., а также в ходе реализации других модулей и организации двигательной активности в течение дня |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений |
|||
Развитие физических качеств |
|||
Развитие интереса к спортивные игры и упражнениям |
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании |
Во всех видах самостоятельной деятельности детей |
Подгр. Инд. |
|
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений |
Двигательная активность в течение дня, подвижные игры |
||
Развитие физических качеств |
Игра (подвижные игры, сюжетно - ролевые игры и др.) |
||
Развитие интереса к спортивные игры и упражнениям |
Самостоятельные спортивные игры и упражнения |
Методическая литература |
||||||
1. С.Я
Лайзане «Физическая культура для малышей» Москва «Просвещение», 1987 год. 2. Н.А
Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» Воронеж,
2008 год. 3. Развитие
и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учебно – методическое пособие (сост.
Е.С.Демина) Москва, ТЦ Сфера, 2005 год. 4. Г.А
Прохорова «Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет» Айрис Пресс Москва, 2005 год. 5. Л.А.
Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей
3 – 7 лет» Детство Пресс СПб 2009 год. 6. К.С Бабина «Комплексы утренней гимнастики в детском саду» Москва «Просвещение», 1978 год «Здоровье»
Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются: - создание в школе – сад безопасной образовательной среды[1]; - осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы; - использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей. Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей. Основные задачи психолого-педагогической работы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о ЗОЖ.
[1] Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания). Здоровье
В Программе представлены наиболее универсальные, эффективные и доступные для дошкольных образовательных учреждений и групп детей дошкольного возраста всех видов и направленности закаливающие мероприятия. Наиболее сильное закаливающее воздействие на организм ребенка оказывает сочетание физических упражнений с воздушными ваннами, особенно если оно осуществляется на свежем воздухе. При
организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка; - создавать позитивный эмоциональный настрой; - проводить закаливающие воздействия на фоне теплового комфорта ребенка; - использовать в комплексе природные факторы и закаливающие процедуры; - соблюдать постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменяются в зависимости от сезона и погоды); - воздействия природных факторов должны быть направлены на разные участки тела: различаться и чередоваться как по силе, так и длительности; - соблюдать методику выбранного вида закаливания. Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с возрастом детей и методикой закаливания, которая должна быть утверждена (согласована) с органами здравоохранения. Закаливание в повседневной жизни органично вписывается в режим учреждения (группы), а для проведения специальных методик закаливания (в том числе контрастного обливания стоп, обтирания) должно выделяться дополнительное время. Чем старше дошкольники, тем больше возможностей для проведения закаливающих процедур и, соответственно, время для их проведения может и должно быть увеличено. В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия: - утренняя гимнастика; - подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или физкультурные занятия (в помещении и на улице); Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми. |
след.стр