Образовательные услуги осуществляются по комплексным программам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Их сочетание определяется задачами развития детей в каждой возрастной группе.
Основные общеобразовательные программы дошкольного образования:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет) под редакцией Н.В. Чиркиной.
В связи с переходным периодом на федеральные государственные требования используется примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В ООД включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:
- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
- социально-личностное направление – «Социализация», «Труд», «Безопасность»;
- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
- физическое направление - «Физическая культура», «Здоровье».
Реализация ООД предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными областями:
Физическая культура
Здоровье
Познание (сенсорное развитие, ФЭМП, расширение кругозора, конструирование)
Коммуникация (развитие речи, обучение грамоте)
Чтение художественной литературы
Безопасность
Социализация (игровая деятельность, формирование элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстникам и, элементарные представления о себе, семье, государстве, мире..)
Труд
Музыка
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)
На реализацию программного материала образовательной области «Познание» отведено 3 занятия в неделю, из них: 1 занятие – ФЭМП, 1 – ознакомление с окружающим, 1 – конструирование (чередуются с аппликацией).
«Художественное творчество» предусмотрено: 2 занятия по рисованию, 1 – лепка, 1 – аппликация (чередуются с конструированием).
«Коммуникация» отведено: 2 занятия – развитие речи и обучение грамоте. Занятие по обучению грамоте организуется во 2 половине дня.
«Чтение художественной литературы» - 1 занятие.
«Физическая культура» - 2 в зале +1 - на улице.
«Музыка» - 2 занятия.
Образовательные области « Здоровье», «Труд», «Социализация»,« Безопасность» находят своё место во время проведения режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и при применении принципа интеграции на организованной образовательной деятельности детей и взрослого
При проведении образовательной деятельности детей, широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
В середине учебного года (январь-февраль) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только физического и художественно-эстетического направлений.
В дошкольных группах образовательная деятельность проводятся с 1 сентября по 1 июля. В летнее время проводится образовательная деятельность по физическому, художественно-эстетическому направлениям.
Для каждой возрастной группы даны перечни занятий с учётом санитарных норм:
с детьми от 3 до 4 лет - 11 занятий в неделю, продолжительностью до 15 мин.
с детьми от 4 до 5 лет - 12 занятий в неделю, продолжительностью до 20 мин.
с детьми от 5 до 6 лет - 15 занятий в неделю, продолжительностью до 25 мин;
с детьми от 6 до 7 лет - 15 занятий в неделю, продолжительностью до 30 мин. Перерывы между занятиями – не менее 10 мин.
Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников .
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Расписание непосредственно образовательной деятельности, проводимой педагогами с детьми, при работе по пятидневной неделе, разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для разных возрастных групп, включая реализацию дополнительных образовательных программ.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ
№ |
Возрастная группа |
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки |
Недельная нагрузка |
|
I половина дня |
II половина дня |
||||
1. |
Вторая младшая (3-4 лет) |
15 минут |
30 минут |
- |
2 часа 45 минут |
2. |
Средняя (4-5 лет) |
20 минут |
40 минут |
- |
4 часа |
3. |
Старшая ( 5-7 лет) |
25 минут |
1 час 15 минут |
Не > 2 раз/неделю Дети седьмого года жизни |
5 часов 50 минут |
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Образовательный процесс МКОУ «Молодцовская школа» строится:
- на использовании современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка;
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
- Содержание Образовательной программы реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»
В качестве «видов тем» могут выступать: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.
Примерный цикл тем, разрабатываемый для каждой возрастной группы на учебный год, может корректироваться в связи с актуальными событиями, значимыми для группы/детского сада/села; интересами детей и др.
Такой подход обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой.
Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, презентации детских проектов и др.
Это повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса.
Планирование содержания представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе:
- непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми и образовательной деятельности в режимных моментах;
- апробирования полученной информации, жизненного опыта в самостоятельной детской деятельности в условиях развивающей предметной среды группы, стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:
- обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных
областей
«Физическая культура»
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.
Процесс формирования физической культуры важен в период от двух до семи лет, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной, сферы, ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.
Поэтому все актуальней становится проблема формирования потребности в здоровом образе жизни, начиная с раннего возраста.
Это поможет детям дошкольного возраста адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности, сформирует интерес к занятиям физической культуры.
Цель – способствовать повышению двигательной активности дошкольников.
Обучающие:
- обучать детей основным видам движений и правилам их выполнения;
- формировать правильное отношение к физкультурным занятиям и
спортивным мероприятия;
-формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и
физическом совершенствование.
- приобщать к здоровому образу жизни;
- воспитывать интерес и потребность к занятиям физической культурой;
- воспитывать чувство коллективизма, дух сотрудничества и
взаимоуважения.
Развивающие:
-
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
- способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка.
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Примерные
виды интеграции области «Физическая
культура» |
|
По
задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
|
«Здоровье»
(в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и
психического здоровья) «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе
физических качеств и основных движений детей) «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения
ребенком предметных действий, а также как
одного из средств овладения операциональным составом различных видов
детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми
в части необходимости двигательной активности и физического
совершенствования; игровое общение) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры;
формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных
возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности) «Труд» (накопление опыта двигательной активности) |
|
Задачи, содержание, формы работы по реализации образовательной области «Физическая культура»
Задачи
психолого-педагогической работы
Задачи:
По становлению мотивации к двигательной активности и развитию
потребности в физическом совершенствовании:
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
· в целях всестороннего развития детей обеспечить выполнение режима двигательной активности и смену характера движений;
· - укреплять мышцы, обеспечивающие овладение и сохранение навыка осанки;
· формировать умения и навыки правильного выполнения основных видов движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;
По развитию физических
качеств:
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
· знакомить детей со спортивными играми, обогащать представления об их разнообразии;
· учить построениям и перестроениям на месте и в движении;
· развитие активности, самостоятельности, произвольности во всех формах двигательной деятельности, умений помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх;
· воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их.
5 – 7 лет
Задачи:
По становлению мотивации к двигательной активности и развитию
потребности в физическом совершенствовании:
· формирование выразительности и грациозности движений;
· умение организовывать самостоятельно знакомые, подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;
· формирование привычки помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь и убирать его на место;
· поддержка интересов детей к различным видам спорта.
Развитие физических качеств:
· совершенствование двигательных умений и навыков;
· совершенствование физических качеств в разнообразных формах в двигательной активности;
· развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, выносливости;
Накопление и обогащение двигательного опыта
детей:
· закрепления умения выполнять ходьбу и бег, энергично отталкиваясь от опоры;
· совершенствование умения выполнять прыжки; подбрасывать и ловить мяч.
1.стрслед.стр