От 5 лет до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основной словесно – логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
От 6 лет до 7лет
В сюжетно – ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируется художественно – творческие способности в изобразительной деятельности. Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжает развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, они становятся произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развивает речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учится в школе.
1.1.
Основными
приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения
являются:
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
·
обеспечение равных стартовых возможностей для обучения
воспитанников в школе - сад
· формирование у воспитанников эмоционально-волевых качеств, приобщение их к общечеловеческим ценностям;
· постоянное совершенствование педагогического процесса и материально-технической базы;
· создание условий для успешной адаптации детей в школе - сад;
· формирование готовности ребёнка к вхождению в социум;
· работа с родителями.
1.3 Цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по
реализации основной общеобразовательной
программы.
· Осуществление индивидуально-ориентированной медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Цели и задачи деятельности школы - сад по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.
Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой коллектив «Молодцовская школа» считает главной целью всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Пребывание в детском саду должно способствовать тому, чтобы ребенок осознал свой общественный статус, у него сформировалось умение решать конфликты, находить гуманистические способы достижения цели. Учитывая, что источником и движущей силой развития личности является реальная самостоятельность ребенка, в учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт.
Большая роль в работе с детьми отводится ознакомлению с природой, так как это развивает интеллект ребенка, его познавательную сферу, дает реальную возможность для анализа, сравнения, развития логического мышления, моделирования, оценки реального результата.
Педагоги творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое во взаимосвязи.
· забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
·
создание в
группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам;
·
максимальное
использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях
повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;
·
творческая
организация процесса воспитания и обучения;
·
вариативность
использования образовательного материала;
·
уважительное
отношение к результатам детского творчества;
·
единство подходов
к воспитанию в семье и детском саду;
·
соблюдение
преемственности в работе детского сада и школы.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыкальное воспитание) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей.
1.4.
Осуществление образовательного процесса
Образовательный
процесс осуществляется в условиях, где климати- ческие условия характеризуются большой амплитудой колебания
годовой и суточной температуры, сильными ветрами. Минимальная зимняя температура достигает
минус 35-36 0С. Лето имеет максимальную
температуру плюс 35 0С. В МКОУ «Молодцовская школа» образовательный процесс идет с учетом национально-культурных,
демографических, гендерных особенностей.
Образовательный процесс дошкольного образования в МКОУ«Молодцовская школа» должен способствовать тому, чтобы ребенок осознал свой общественный статус, научился решать конфликты, находить гуманистические способы достижения цели. Источником и движущей силой развития личности являются межличностные отношения в детском коллективе, самостоятельность ребенка в интеллектуальном и личностном развитии. Большая роль в познавательном развитии детей отводится исследовательской детской деятельности. Это развивает познавательные умения и навыки ребенка, развивает его интеллект.
Педагоги дошкольного учреждения выстраивают целостность педагогического процесса, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально – нравственное, художественно – эстетическое и познавательное во взаимосвязи.
Образовательный процесс в школе - сад строится на принципах интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).
Занятия органически сочетаются с деятельность детей вне занятий. Знания и опыт, приобретенные на занятиях, становятся содержанием самостоятельных игр, рисования, конструирования и моделирования. Образовательная программа в МКОУ«Молодцовская школа» реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения.
Образовательная деятельность учреждения обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей в в МКОУ«Молодцовская школа»
- школа - сад работает в условиях 10,5-часового пребывания;
- группа функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
·
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
·
принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание
Программы должно соответствовать основным положениям возрастной педагогики и
психологии);
·
принцип практической применимости педагогических подходов (содержание
Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного
образования);
·
принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет
решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
·
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
·
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их
спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
·
принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
·
принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и
детей, самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов;
·
принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с
воспитанниками.
Основные принципы и подходы к формированию Программы:
в коренном изменении характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающей ориентацию воспитателей на личности ребёнка, через:
- повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;
- обеспечение заинтересованности воспитателей в результатах своего труда;
- изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах и в целом в детском саду с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, а также социального заказа родителей;
- изменение формы и содержания обучающих знаний;
- обогащение жизни детей лучшими образами детской культуры, ориентирующими на нравственные общечеловеческие ценности, способствующие развитию кругозора и интеллектуального уровня ребёнка, получение радости от прослушивания классической и современной музыки, содержания произведений искусства.
Принцип демократизации-
это совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовка выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни
это разработка на основе современных научных исследований , широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребёнку и его всестороннее развитие
это целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач : развитие доверия к миру, чувство радости существования, психологическое здоровье, формирование личности
Принцип развивающего
обучения:
предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно – репродуктивных и проблемно – поисковых методов.
1.стрслед.стр