1. Цели оценочной деятельности в ОУ.
В соответствии с ними система оценки должна:
· Фиксировать цели оценочной деятельности:
o ориентировать на достижение результата - духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты);
o формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
o освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
o обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
· обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;
· обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обучения и в ОУ в целом;
· фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;
· фиксировать условия и границы применения системы оценки.
2. Формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Предметные диагностические работы составляются из конкретных заданий по отдельному предмету для отслеживания уровня познавательных действий обучающегося.
Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
· целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
· самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
· результаты учебных проектов,
· результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Традиционная оценочно-отметочная шкала ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке.
Предлагается уровневый подход: решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
3. Комплексная оценка всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных).
Все используемые средства, формы и методы должны обеспечить главное – комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
4.Границы и рамки применения системы оценки.
Чтобы не допустить перегрузки обучающихся и максимально исключить ошибки учителей, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки:
1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному: «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) использование двух средств:
· обучение самих учеников способам самостоятельного оценивания и фиксации своих результатов лишь при выборочном контроле учителя;
· внедрение новых форм отчёта учителя одновременно с компьютеризацией этого процесса,с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.
4) ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика.
5) обеспечение личной
психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных
результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими
показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на
индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения
материала, на выбранный уровень притязаний.
5. Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) разработана и апробирована авторами Образовательной системы «Школа 2100» и может быть использована в образовательной системе «Школа России».
Эта технология представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания и согласующихся с системой оценивания результатов ФГОС.
Первое правило. Что оцениваем?
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Второе правило. Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания).
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Третье правило. Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Четвертое правило. Где накапливать отметки и оценки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в рабочих материалах учителя. В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
за предметные контрольные работы (один раз в триместр – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик.
Учитель примерно раз в триместр пополняет небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов.
Пятое правило. Когда ставить отметки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
Шестое правило. По каким критериям оценивать?
По признакам трёх уровней успешности.
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где
потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик получит возможность научиться»);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале.
Седьмое правило. Как определять итоговые оценки?
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;- понимание возможности
разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание
относительности оценок или подходов к выбору;
- учёт разных мнений и умение
обосновать собственное
Задание «левая и правая
стороны» (Ж. Пиаже)
Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
2. Коммуникация как
кооперация.
Коммуникативные действия,
направленные на кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей
цели, организации и осуществлению совместной деятельности
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать
своё предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять
доброжелательное отношение друг другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения задания
Задание «Рукавички» (Г.А.
Цукерман)
3. Коммуникация как условие
интериоризации.
Речевые действия, служащие
средством коммуникации (передача информации другим людям), способствуют осознанию
и усвоению отображаемого содержания
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- способность строить
понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет;
- умение с помощью вопросов
получать необходимые сведения от партнёра по деятельности
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант)
6. Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС.
Первый этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.
На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.
Различие оценки и отметки.
Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок».
Самооценка.
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.
Второй этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.
На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.
Одна задача – одна оценка - используется полностью.
Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
Таблицы результатов и «Портфель достижений» - используется частично.
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
в 2 - 4 классах отметки ставятся по пятибалльной шкале, которая принята МКОУ «Молодцовская школа». Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Уровни успешности - используется частично.
Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий
предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных
диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях
для проверочных и контрольных работ).
При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами
контроля и оценивания.
Итоговые оценки -
используется частично.
Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в
соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик
и «Портфеля достижений»). При определении триместровых оценок по предметам
учитель использует привычные традиционные правила.
Метапредметные диагностические работы проводятся 1-2 раза в год.
Третий этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.
На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.
Таблицы результатов и «Портфель достижений» - используется уже не частично, а полностью.
Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ.
Право отказа от отметки и право пересдачи – новое правило, вводимое на этом этапе.
Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью.
Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
Итоговые оценки - используется уже не частично, а полностью.
Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за триместр и комплексную оценку за год.
Все позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
7.Стартовая оценка, текущая оценка, итоговая оценка.
7.1.Стартовая диагностика.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.
Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки первоклассников.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью
выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.
7.2. Текущая оценка.
С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.
Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.).
Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителем как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков.
Для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов:
1.стрслед.стр