Содержание работы с дошкольниками по видам труда детей.
Средняя группа (3-5 года)
Самообслуживание
- Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).
- Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Хозяйственно-бытовой труд
- Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
- Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
- Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Труд в природе
-Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Приучать с помощью взрослого поливать комнатные растения, растения на грядках.
Старшая группа (5 – 7 лет)
Самообслуживание
- Закрепления умения самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь.
- Формирование привычки относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
- Закрепление умения замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.
- Закреплять умение самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.
Хозяйственно-бытовой труд
- Закрепление умения поддерживать порядок в группе и на участке.
- Совершенствовать умение самостоятельно наводить порядок в группе.
- Закрепление умения самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
- Формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой.
Труд в природе
- Воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе.
- Летом привлечение детей к участию в рыхлении почвы, прополки, поливе клумб.
-Формирование умения использовать образцы в работе с бумагой и картоном.
- Формирование умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
- Закрепление умений создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала.
Задачи и содержание работы |
Формы работы |
Формы организации детей |
Примерный объем (в неделю) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
|||
Обеспечить освоение процессов самообслуживания |
Совместные действия Наблюдение Поручение |
Инд. Подгр. |
3 – 4 года 15 – 20 мин. 4 – 5 лет 20 – 25 мин. 5 -7 лет 25 – 30 мин. |
Привлекать к выполнению отдельных процессов в хозяйственно – бытовом труде |
Совместные действия Поручение |
Инд. |
3 – 4 года 5 – 10 мин. 4 – 5 лет 5 – 10 мин. 5 -7 лет 10 –15 мин. |
Формировать представления о труде взрослых |
Наблюдение Беседа Чтение Рассматривание |
Подгр. |
3 – 4 года 15 – 20 мин. 4 – 5 лет 20 – 25 мин. 5 -7 лет 25 – 30 мин. |
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Самообслуживание |
Во всех видах детской деятельности, режимных моментов |
Инд. |
|
Перечень пособий и технологий:
- Виноградова А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду М.: Просвещение, 1987;
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2007;
- Комарова Т.С, Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2007;
- Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде М.: Просвещение,1983.
Раздел «Познания».
Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
1.Сенсорное развитие
Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
Обогащать представления о цветах и их оттенках.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).
Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).
Количество и счет. Развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; учить устанавливать соотношения между частями на основе счета и составления пар предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить их со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее.
Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Учить на наглядной основе, составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Учить делить предмет на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а также с помощью измерения условной мерой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых и т. д.); понимать, что целое больше своей части, а часть меньше целого.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (из бумаги в клетку).
Учить измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, объема) зависит от величины условной меры.
Развивать «чувство веса». Упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Форма. Дать представление о многоугольниках (на примере треугольника и четырехугольника).
Учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треугольников один многоугольник, из двух маленьких квадратов — большой прямоугольник; из частей круга — круг и т. д.
Закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и др.) и некоторых их свойствах. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.
Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.
Ориентировка во времени. Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
Дать элементарное представление о необратимости времени.
Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей
Разделы (задачи, блоки) Предметный мир
|
Возраст. |
Формы деятельности, осуществляемые в ходе
режимных моментов |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная деятельность
детей |
Совместная деят-ность с семьей |
-Расширение и уточнение представлений о разнообразных объектах предметного мира, их происхождении, роль человека в создании вещей; -Формирование обобщенных понятий в ходе ознакомления с предметным миром; -Формирование интереса к творчеству взрослого и желание использовать его опыт в своей практической деятельности Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимым для разных видов деятельности ( труда, рисования, игры и т.д.) Уточнять и активизировать в речи их назначение и назначение предметов ближайшего окружения. Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы ( глина, бумага ,металл, ткань, резина, пластмасса, стекло, фарфор). Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала. Поощрять попытки детей узнавать как и где сделана та или иная вещь. Расширять знания детей об общественном транспорте ( автобус. автомашина. поезд, самолет, теплоход). |
средний. |
Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ
|
Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Рассказ Беседа |
Сюжетно- ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры |
|
Учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треугольников один многоугольник, из двух маленьких квадратов — большой прямоугольник; из частей круга — круг и т. д.
Закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и др.) и некоторых их свойствах. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.
Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.
Ориентировка во времени. Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
Дать элементарное представление о необратимости времени.
Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
1.стр
след.стр