2.Планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования:
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно- ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые
результаты:
• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.
2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).
3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, неявляется препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
На подготовительном этапе к написанию образовательной программы ОУ был проведен анализ результативности имеющихся достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами нового стандарта.
- изучены предлагаемые в пособиях подходы к оценке планируемых результатов, содержание итоговых работ по предметам;
- изучены примерные образовательные программы;
- соотнесены предлагаемые выпускникам-четвероклассникам ОУ работы в ходе текущего контроля с уровнем сложности тестовых заданий итогового контроля по новому стандарту;
- Рабочей группой найдены и предложены материалы для текущего контроля по годам обучения по заданному алгоритму на основе примерных образовательных программ по предметам в УМК, по которым работает образовательное учреждение;
- проведены пробные диагностические работы подобного вида (двухуровневые по сложности) для определения «зоны актуального развития» в достижениях параллели;
- проанализирована результативность проведенной апробации для внесения коррективов в системе работы учителя.
Исходя из проделанной работы, можно определить имеющийся образовательный потенциал ОУ для достижения результатов повышенного уровня:
1. Выбор УМК, отвечающий целям ФГОС НОО – «Школа России».
2. Высокая профессиональная компетентности педагогических кадров, владение методиками составления тестовых заданий повышенного уровня на основе имеющегося в УМК учебного материала.
3. Эффективные образовательные технологии, используемые в ОУ.
4. Варианты стартовой педагогической диагностики, текущего контроля по основным темам, текст итоговой работы представлены в Приложении к Образовательной программе.
5. В школе создана система внутреннего контроля результативности обучения (в урочной и внеурочной деятельности учащихся) и внешней независимой экспертизы (участие в конкурсах, олимпиадах).
Таким образом, на ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
• междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ- компетентности учащихся»;
• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно – нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи;
·способность к самооценке на основе критериев
успешности учебной деятельности;
·ориентация в нравственном содержании и
смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·развитие этических чувств — стыда, вины,
совести как регуляторов морального поведения;
·эмпатия как понимание чувств других людей и
сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни;
·основы экологической культуры: принятие
ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
·чувство прекрасного и эстетические чувства
на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для
формирования:
·выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного
интереса к новым общим способам решения задач;
·адекватного понимания причин
успешности/неуспешности учебной
деятельности;
·положительной адекватной
дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·установки на здоровый образ жизни и
реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых эстетических
предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·эмпатии
как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся
в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане;
·учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль
по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией
среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия
на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной
информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства,
в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной
форме;
·ориентироваться на разнообразие способов
решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных
и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого
из частей;
·проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на
основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации
с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач;
·осознанно и произвольно строить сообщения
в устной и письменной форме;
·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
·строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно
и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания,
учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего
действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и
подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению
конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые
средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других
источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
1.стрслед.стр