I уровень (1 класс) – Приобретение школьником социальных знаний.
Особенности возрастной категории: восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность.
Действия педагога. Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).
II уровень (2-3класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Особенности возрастной категории: втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.
Действия педагога. Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
III уровень (4 класс). Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Особенности возрастной категории: потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности.
Действия педагога. Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности).
I уровень - 1 класс
Классные часы: «Что значит - быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое «плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Береги здоровье смолоду», «Мой домашний любимец», «Все мы разные, но все мы равные», «С детства дружбой дорожи», «Хочу и надо - трудный выбор»,
Участие в школьных праздниках и социально значимых мероприятиях: «Здравствуй, Осень», «Новогодняя сказка», «Масленица», «Прощание с букварем», конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!» конкурс чтецов стихов о войне.
Спортивные соревнования: «Весёлые старты», День здоровья
II уровень - 2класс
Классные часы, направленные:
· на формирование стиля общения в коллективе: « Доброе слово - что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Когда идешь по улице», «Узнай себя», «Нам счастья не сулит обида чья-то».
· на формирования отношения к окружающему: «Я могу быть волшебником», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Любимый уголок родной Отчизны», «У каждого народа свои герои», « Мы соберем большой хоровод», «Я люблю маму милую свою», «Люби все живое», «Я и мое имя»,
· на формирование коллектива: «Если радость на всех одна», «»Мой класс - мои друзья», «Самолюб – никому не люб», «Поиграем и подумаем», « О дружбе мальчиков и девочек», «Путешествие в мир мудрых мыслей», «Доброта что солнце».
Участие в школьных праздниках и социально значимых мероприятиях: «Здравствуй, Осень», «Новогодняя сказка», «Рыцарский турнир», «Звездный час», конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!» конкурс чтецов стихов о войне.
Спортивные соревнования: «Весёлые старты», День здоровья.
Классные часы, направленные:
· на формирование стиля общения в коллективе: «Если песни петь, с ними веселей», «Добрым жить на свете веселей», «Добро творить – себя веселить», «Подумай о других», «Подарок коллективу», «Делу время - потехе час», «Чего в других не любишь, того и сам не делай».
· на формирования отношения к окружающему: «Подари другому радость», «От чего зависит настроение», «Не стесняйся добрых дел», « Мой дом – моя семья», « В труде человек хорошеет», «Все на белом свете - солнышкины дети», «Поздравляем наших мам», «Со взрослыми и сверстниками», «Цени доверие других».
· на формирование коллектива: «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались», «Советуем друг другу», «»Общее и особенное для мальчиков и девочек», «Поговорил бы кто со мной», «Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
Участие в школьных праздниках и социально значимых мероприятиях: «Здравствуй, Осень», «Новогодняя сказка», «Рыцарский турнир», «Звездный час», конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!» конкурс чтецов стихов о войне.
Спортивные соревнования: «Весёлые старты», День здоровья
Беседы «Добрым быть совсем не просто» «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера».
Классные часы, направленные:
· на формирование стиля общения в коллективе: «Здравствуйте все!», «Будем беречь друг друга», «Дружим с добрым словом», «Подари учителю дело и слово свое», «Умеем общаться», «Каждый интересен», «Подарок коллективу».
· на формирования отношения к окружающему: «Душа – это наше творение», « Отворите волшебные двери добра и доверия», «Вглядись в себя - сравни с другими», «Помоги понять себя», «О настоящем и поддельном», «Тепло родного дома», «Поздравляем наших мам», «Цветы, цветы, в них Родины душа», «Когда солнце тебе улыбается» (конкурс песни), «Моя родословная», «Что значит - быть полезным людям?», «Профессии моих родителей».
· на формирование коллектива: «Чтобы быть коллективом», «Коллектив начинается с меня», «Подарок коллективу», «Секретные советы мальчикам и девочкам», «Скажи себе сам», «Вот и стали добрей и умней», «Школе посвящается (заключительный праздник)»
Участие в школьных праздниках и социально значимых мероприятиях: «Здравствуй, Осень», «Новогодняя сказка», «Рыцарский турнир», «Звездный час», «Масленица», конкурсы рисунков «Не тронь - огонь!» конкурс чтецов стихов о войне, изготовление украшений к праздникам, открыток ветеранам, участие в проектных работах «Знакомьтесь – это я!», «Моя родословная», «Моя любимая книга», «Расту здоровым».
Спортивные соревнования: «Весёлые старты», День здоровья, участие в школьных соревнованиях.
Диагностика уровня проявления воспитанности обучающихся начальной школы.
Класс |
Задачи |
Форма диагностики |
1класс |
Необходимость
выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность
«на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно
организовать взаимодействие с детьми |
Диагностическая программа изучения уровней
проявления воспитанности младшего школьника |
2-3 класс |
Особенности самооценки и уровня притязаний
каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса
(«звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а
также характер его отношения к школе. |
Диагностическая программа изучения уровней
проявления воспитанности младшего школьника Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и
другим» |
4 класс |
Изучения самооценки детей младшего школьного возраста |
Диагностическая программа изучения уровней
проявления воспитанности младшего школьника Методика «Оцени себя» |
К результатам, не
подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной
школы, относятся:
·
ценностные ориентации
выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические,
эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
·
характеристика
социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
·
индивидуальные личностные
характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития
этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся
осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с
семьей ученика.
след.стр