ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
МКОУ «Молодцовская основная общеобразовательная школа»
НА 2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
/1 СТУПЕНЬ: 1 - 4 КЛАССЫ /
реализующий ФГОС начального общего образования второго поколения
Учебный план МКОУ «Молодцовская основная общеобразовательная школа» на 2014 – 2015 год для 1-4-х классов разработан в соответствии:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; , с изменениями от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 21 марта 2014 года № 213
- постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- инструктивно-методическим письмом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2014-2015 учебном году в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» от09.06.2014 №19-3336/14-0-0
Учебный план для 1-4 классов, реализующего основную образовательную программу начального общего образования ,определяет состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения ),общий объем допустимой учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
· закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
· формируются универсальные учебные действия;
· развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план в соответствии с федеральными требованиями ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования при 5-дневной учебной неделе.
- Продолжительность учебного года для 1-го класса – 33 недели
- Продолжительность учебного года для 2,3,4 -х классов – 34 недели
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, число уроков в день в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 45 каждый.
В сентябре-октябре проводится четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводится в нетрадиционной форме.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
· формирование гражданской идентичности обучающихся;
· их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
· готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
· формирование здорового образа жизни; элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
1. Основные задачи реализации содержания предметной области Филология - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Данная предметная область представлена учебными предметами: в 1 классе - русский язык - 5 часов и литературным чтением - 4 часа; во 2 ,3,4 классе – русский язык – 5 часов, во 2,3 классе литературное чтение – 4 часа, в 4 классе - литературное чтение 3 часа, английский язык – 2 часа.
2. Основные задачи реализации содержания предметной области Математика и информатика: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Область представлена учебным предметом «Математика» – по 4 часа .
3. Основные задачи реализации содержания предметной области Обществознание и естествознание (Окружающий мир): Основные задачи - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Область представлена учебным предметом «Окружающий мир» - по 2 часа.
4. Основные задачи реализации содержания предметной области Искусство: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Данная предметная область представлена учебными предметами: «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю.
5. Основные задачи реализации содержания предметной области Технология: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Область представлена учебным предметом: «Технология» - по 1 часу.
6. Основные задачи реализации содержания предметной области Физическая культура: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Предметная область представлена учебным предметом: «Физическая культура» по 3 часа.
7. Основные задачи реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики отводится в 4 классе 1 час в неделю :
Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур, развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности ,семьи, общества, обобщение знаний понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Часы части, формируемой участниками образовательного процесса отданы на усиление федерального компонента.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ) 1 – 4 КЛАССЫ
МКОУ «Молодцовская основная общеобразовательная школа»,
реализующий ФГОС начального общего образования второго поколения
на 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предметные области |
Учебные предметы |
классы
|
всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Филология
|
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
15 |
|
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса (5 – дневная рабочая неделя) |
- |
- |
- |
- |
|
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5 – дневной рабочей неделе |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ) / 1 – 4 КЛАССЫ/
Предметные области |
Учебные предметы |
класс |
всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Филология
|
Русский язык |
165 |
170 |
170 |
170 |
675 |
Литературное чтение |
132 |
136 |
136 |
102 |
506 |
|
Иностранный язык |
- |
68 |
68 |
68 |
204 |
|
Математика и информатика |
Математика |
132 |
136 |
136 |
136 |
540 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
66 |
68 |
68 |
68 |
270 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
34 |
34 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Музыка |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
99 |
102 |
102 |
102 |
405 |
Технология |
Технология |
33 |
34 |
34 |
34 |
135 |
Итого за год |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса (5 – дневная рабочая неделя) |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5 – дневной рабочей неделе |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |