Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 19.05.2024, 13:42 |
|
Положение о классном руководителеПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ МКОУ «Молодцовская школа»
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее – классный руководитель). Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу ведения классного руководства в общеобразовательных учреждениях . В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерацией ,Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и, настоящим положением.Данное Положение о классном руководителе разработано в соответствии с методическими рекомендациями «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», утвержденных приказом Министерства образования и науки России № 21 от 3 февраля 2006 г. Для эффективной организации воспитательного процесса школа самостоятельно определяет вариант воспитательной системы, приоритетные задачи на тот или иной период жизни и в соответствии с этим осуществляет вариативный подход к организационно-педагогическому обеспечению воспитательного процесса, к организации труда классного руководителя. В связи с этим при выборе модели классного руководства необходимо учесть существующие модели: - классный руководитель - куратор одного класса; - освобожденный классный руководитель (воспитатель класса); - руководитель разновозрастного коллектива, объединения по интересам;. Вариативный подход к организации труда классных руководителей, определению их возможных функциональных обязанностей осуществляется в зависимости от типа образовательного учреждения, особенностей его самоопределения в целях и содержании образования и организации жизнедеятельности учащихся, а также в зависимости от воспитательного потенциала педагогического коллектива, особенностей коллектива учащихся и родителей, местных условий и возможностей. Классный руководитель осуществляет воспитательный процесс на языке обучения закрепленного за ним класса. Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Закона Российской Федерации, «Об образовании», а также устава и концепции деятельности школы. Час классного руководителя (классный час) проводится не реже одного раза в неделю по расписанию. Родительские собрания проводятся не реже 1 раза в четверть и организовываются по мере необходимости. Содержание, объем, технологии, цели деятельности классного руководителя определяются в плане воспитательной работы на учебный год. 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО РАБОТЫ 1. Знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений, психологии детских коллективов, педагогической этике; 2. знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 3. знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 4. знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 5. знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики; 6. знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового и семейного законодательства; 7. способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; 8. организаторские умения и навыки; 9. коммуникативные способности; 10. высокая духовная культура. Для реализации педагогических задач классному руководителю должны быть созданы соответствующие условия: - материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности; - организационно-методическая помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы; -мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: - организация и координация воспитательного процесса в классе; - формирование классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; - организация системы отношений и системной работы через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; - создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; - формирование у детей здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работника; - защита прав и интересов обучающихся; - развитие культуры межэтнических отношений; - формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; - организация всех видов коллективной и индивидуальной социально значимой, творческой деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания. 4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель выполняет работу следующего содержания: - содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, фиксирует отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания; - осуществляет изучение личности школьника, его склонностей и интересов; - направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника; - координирует деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и нравственного развития учащихся, осуществляет помощь отдельным детям в учебной деятельности; - содействует получению дополнительного образования каждым учеником через систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства; - взаимодействует с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми общественными организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им организационно-методическую поддержку; - организует воспитывающую деятельность в классе, в соответствии с возрастными интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание жизнедеятельности классного коллектива; - заботится о здоровье и безопасности вверенных ему детей; - участвует в диспансеризации учащихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни и работу по профилактике аддитивного поведения учащихся, организации физкультурно-оздоровительной работы класса. - ведет работу по охране прав и защите интересов детей; оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем; - работает в тесном контакте с родителями обучающихся: изучает воспитательные возможности семьи; ведет дифференцированную индивидуальную работу с родителями по коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с обучающимися класса и их родителями; организует совместную деятельность школьников и родителей, ведет работу по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической культуры; - участвует в организации питания класса; - совместно с заинтересованными ведомствами и организациями содействует в организации отдыха, оздоровлении и трудоустройстве обучающихся во внеучебное время; - координирует работу педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога, родительской общественности, органов ученического самоуправления класса, других заинтересованных организаций и ведомств по решению поставленных задач; - ведет документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы: вариативные планы работы классных руководителей, целевые авторские программы, рекомендуемые педагогическим советом, и как обязательные – рабочие дневники, тетради наблюдений. 5. ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Независимо от того, какая модель руководства классом выбрана, классный руководитель как административное лицо имеет право: - получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей; - контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; - контролировать успеваемость каждого ученика; - координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»; - выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения; - приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (КДН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса; - определять программы индивидуальной работы с детьми; - по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; - выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему самообразования и выездные стажировки. 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Эффективность осуществления классного руководителя можно оценивать на основании двух критериев: результативность деятельности и уровень развития обучающихся Критерии результативности отражают реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на модель выпускника образовательного учреждения, т.е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания. Воспитательный результат определяется по тому, в каком направлении идет развитие стрежневых отношений личности к людям (человеку), обществу (Родине), труду (учебе), прекрасному (искусству), науке (знанию, книге) и к самому себе. Особого внимания заслуживает развитие мировоззренческого взгляда школьника. Параллельно можно просматривать и развитие таких отношений, как отношение к школе, к родителям, к старикам и малышам, к спорту, к противоположному полу, к животным и т.д. - если в этом есть педагогическая целесообразность. Периодическое фиксирование воспитательных результатов целесообразно проводить в третьем (четвертом), седьмом, девятом и одиннадцатом классах, отмечая соответствующие изменения. Положительно оценивается воспитательный процесс тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к выпускному классу, а общий результат много выше показателей младших и подростковых классов. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися, взаимодействие с педагогическими работниками, учителями-предметниками, работающими в данном классе, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). Определенным критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |